Тезисы к докладу на конференции в НУА

ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

 И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Метешкин К.А., Кравченко Т.Ю., Крамаренко А.А.

Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова,  Харьков, ул. Революции, 12, e-mail:kometeshkin@yandex.ru

 

В настоящее время известны игровые методы, широко используемые в педагогической практике [1], которые показали высокую эффективность при воспитании и обучении в школах и высших учебных заведениях. Вместе с тем, известны и математические методы теории игр, которые относятся к методам прикладной математики или методам исследования операций [2]. Отличительной особенностью данных методов является то, что педагогические игровые технологии основываются на психологических процессах и явлениях, связанных с обучением и воспитанием, а математические методы теории игр базируются на процессах и явлениях, связанных с принятием оптимальных решений и выбором соответствующих стратегий игры.

На кафедре Геоинформационных систем, оценки земли и недвижимости Харьковского национального университета городского хозяйства проведен педагогический эксперимент, в котором сделана попытка синтезировать игровые педагогические методы с методами информационных технологий, в частности web-технологий, с целью подтверждения или опровержения гипотезы об эффективности дистанционной формы самообучения студентов по индивидуальным траекториям.

В качестве психолого-педагогической составляющей игры, которая получила название «По тропам снежного барса», выбрана легенда (фабула) эксперимента, заключающаяся в виртуальном восхождении на высочайшую вершину мира Эверест. Такой выбор не случайный, так как разработчики игры ставили перед собой цель моделирования физических трудностей сопоставимых с трудностями самостоятельного изучения наукоемкой учебной дисциплины «Математическая обработка геодезических измерений». Разработанная легенда составляла фон, на котором студенты самостоятельно в летнее время изучали теоретический материал дисциплины и выполняли практические индивидуальные задания. Для преодоления студентами трудностей, связанных с самостоятельным обучением и одновременным выполнением учебных мероприятий, предусмотренных учебным планом (зачетная и экзаменационная сессия, летняя практика, каникулярный отпуск), предусмотрена система мотиваций. Во-первых, разработана специальная шкала оценивания, которая позволяет оценить не только знания, умения и навыки студента, но и их человеческие психологические качества, к которым относиться – воля, целеустремленность, проявленная креативность. Во-вторых, дополнительными баллами оценивались лидерские качества студента, а также отличные оценки, полученные на экзаменационной сессии и летней практике.

С точки зрения прикладной математики, игра «По тропам снежного барса» представляет собой не симметричную коалиционную игру. Одну из коалиций образуют студенты, а другую преподаватели (руководители эксперимента). Каждый из участников игры имеет свою стратегию и осознает выигрыши проигрыши в настоящей игре.

По ходу реализации стратегии достижения наиболее эффективного результата игры руководителями эксперимента сделана попытка изменения отдельных правил, и корректировка стратегий игры. В игру была введена еще одна коалиция (абитуриенты) в качестве пассивных наблюдателей. Однако, после непродолжительного периода игры с тремя коалициями руководители эксперимента поняли, что проигрыш несоизмерим с планируемым выигрышем.  

Таким образом, экспериментальные исследования, направленные на интеграцию педагогических и информационных технологий обучения подтвердили гипотезу о повышении эффективности использования дистанционных форм обучения игровыми методами.

Список литературы

1. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика [Текст]: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В.Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

2. Дж.фон Нейман, Теория игр и экономическое поведение [Текст]: монография / Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн. – М., — изд. «Наука», 1970. – 707 с.

Слайды

Новости

08.05.21

 

 

Для вас звучит мощная песня ДЕНЬ ПОБЕДЫ!!!

06.05.21

Внимание!!! 

Уважаемые коллеги! Рекомендую просмотреть ролик “Что такое силлабус”. О нем рассказывает Васыль Тарас из США, где он преподает в одном их университетов. Просмотрите и сделайте вывод. На мой взгляд, наш кафедральный сайт на 70% реализует этот самый силлабус. Обратите внимание, как он характеризует Мoodle! Кроме того, обратите внимание как в штатах продают учебную литературу (у нас был эксперимент с Биржей). Они используют игровые методы – у нас был эксперимент – «По тропам снежного барса». Интересно рассказывает об оценивании студентов с

01.05.21

ВНИМАНИЕ!!! ВСЕ РАДУЕМСЯ!!!

Блог

27.01.20

   В предыдущем подразделе отмечалась роль Г. Монжа в создании начертательной геометрии, а именно она является основой для трехмерного моделирования объектов, которые создают некоторые студенты в процессе дипломного проектирования. Практика показала, что студенты затрудняются ответить на вопрос, какая из аксонометрических проекций использовалась при 3D-моделировании. Восполним этот пробел и в настоящем подразделе изложим суть построения трехмерных моделей на основе аксионометрических проекций, предварительно дадим определение термину «начертательная...

27.01.20

   Начнем изложение данного подраздела с народной мудрости: «Если ты все понял, значит, тебе не все рассказали».

   Предложенный в данном подразделе материал выходит за рамки существующих планов по специальности «Геодезия и землеустройство».  Вместе с тем, материал данного пособия претендует на некоторую новизну, так как в пп. 1.1 введен и обоснован новый термин «ноогеоматика», определение которого расширяет изучаемую предметную область, и на наш взгляд, обусловливает рассмотрение новых методов и...

27.01.20

   В процессе изучения начал создания и развития математики обнаруживается, что геометрия является первичным инструментом для человека при решении задач землемерия, постройки жилища, храмов, вычисления объемов и т. д. Другими словами, развитие геометрии шло по пути – от практики к теоретическим построениям. Многие ученые считают, что основателем геометрии является древнегреческий математик Эвклид (III век до н.э.), который обобщил отдельные теоретические положения античной математики и представил их в известном многотомнике «Начала» (13 книг). В...